(Бэлан) [румын. Nicolae Bălan] (27.04.1882, с. Блэжений-де-Сус, комитат Бестерце-Насод, Венгерское королевство в составе Австро-Венгрии (ныне жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - 6.08.1955, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист. Почетный член Румынской академии (1920). Род. в семье сельского священника. В 1900 г. получил среднее образование в гимназии г. Насод (Нэсэуд). В 1900-1904 гг. учился на фак-те правосл. богословия в Черновицком ун-те - единственном в монархии Габсбургов учебном заведении университетского уровня в области правосл. богословия, сыгравшем решающую роль в формировании румын. богословской школы. В 1905 г. там же получил степень доктора богословия. В 1904-1905 гг. стажировался на фак-те протестант. и католич. теологии в ун-те Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша). С 1905 г. преподавал на кафедре догматики, апологетики и морали в правосл. ДС в Надьсебене в Венгерском королевстве (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи в Сибиу, Румыния), с 1909 г. штатный профессор кафедры. В это же время был избран членом Синода Сибиуской архиепископии и Национального церковного конгресса Трансильванской митрополии. В 1907 г. основал в Сибиу периодическое издание - ж. «Revista teologică» (Богословское обозрение), к-рый выходил под его редакцией до 1916 г. (закрыт после объявления Румынией войны Австро-Венгрии и начала боевых действий). Н. входил в руководство наиболее авторитетного в Трансильвании румын. культурно-просветительского об-ва ASTRA (Asociaţiei pentru cultura şi literatura poporului român din Transilvania - Ассоциация в защиту культуры и литературы румын. народа Трансильвании).
Осенью 1918 г. в условиях распространившейся на Трансильванию антигабсбургской демократической революции, охватившей всю Австро-Венгерскую империю, стал одним из редакторов широкого сибиуского издания «Gazeta poporului» (Народная газета). В нояб. 1918 г. возникший в дни революции Румынский национальный совет Трансильвании командировал Н. в Яссы, где находилось правительство Румынии, для того чтобы информировать его о готовности национального движения трансильванских румын к воссоединению с королевской Румынией.
После вхождения Трансильвании в состав Румынии и перехода Трансильванской митрополии из юрисдикции К-польской Церкви в юрисдикцию РумПЦ был рукоположен во иерея (14 сент. 1919). 27 февр. 1920 г. избран митрополитом Трансильванским; хиротонисан во архиерея и возведен на кафедру 30 мая в кафедральном соборе Сибиу.
Большое внимание Н. уделял церковным периодическим изданиям: возобновил выпуск «Revista teologică», инициировал выпуск газет «Telegraful român» (Румынский телеграф) и «Lumina satelor» (Свет из сел). Кроме того, по его инициативе было предпринято издание ряда серий церковных книг, предназначенных как для священнослужителей, так и для остальных верующих: «Seria teologică» (Богословская серия), «Seria didactică» (Дидактическая серия), «Popasuri duhovniceşti» (Духовный отдых), «Biblioteca bunului pastor» (Библиотека хорошего пастора). В общей сложности при Н. в митрополичьей типографии было издано ок. 200 книг духовного содержания.
Как архиерей и член Сената Румынии (в 1920, став митрополитом, Н. автоматически вошел в состав представителей Верхней палаты Сената), он прилагал усилия для проведения в жизнь нового Статута (принят в 1925) об организации и функционировании РумПЦ, предполагавшего ее структурную реорганизацию на основе унификации управления на всех территориях страны, включая земли, унаследованные от Австро-Венгерской и Российской империй. Участвовал в движении за расширение автономии РумПЦ, что нашло отражение в провозглашенном в 1925 г. патриаршем статусе Церкви. Неоднократно выступал в Сенате с докладами, которые были выпущены отдельными брошюрами: «Евангелие и демократия; Церковь и Статут» (на заседании 12 марта 1923, посвященном генеральной дискуссии о конституции), «Церковь людей и ее права» (27 марта 1928, в рамках генерального обсуждения нового закона о религ. культах), «Церковь против конкордата» (23 мая 1929, во время дискуссии о ратификации конкордата между Румынией и Папским престолом).
В 1924 г. ДС в Сибиу стараниями Н. была преобразована в ДА. Вплоть до 40-х гг. XX в. ДА регулярно подвергалась реорганизации, направленной на повышение уровня образования. Также Н. принял непосредственное участие в создании ряда средних духовных учебных заведений: правосл. гуманитарного лицея им. свт. Андрея (Шагуны) в Брашове; учебных заведений в Сибиу (средняя школа им. свт. Андрея (Шагуны), средняя школа для девочек, певч. школа); в Браде (лицей им. Аврама Янку). Уделял большое внимание церковному строительству. Так, его попечением был восстановлен комплекс мон-ря Брынковяну в с. Сымбэта-де-Сус, главного центра монашества в Трансильвании, что по сути означало возрождение правосл. монашества на этой территории, прерванного в XVIII в. вслед. давления венских властей. Стараниями Н. была построена часовня и открыта б-ка ДА в Сибиу. В общей сложности при нем в Трансильвании было построено и освящено ок. 150 правосл. храмов.
Н. выступал за расширение международных связей РумПЦ, он стал одним из зачинателей экуменического движения в Румынии, участвовал в 1-й экуменической конференции «Жизнь и деятельность» (1925, Стокгольм, Швеция), заложившей основы создания Всемирного Совета Церквей, в заседании экуменической комиссии в 1926 г. в Берне. В 1925 г. совершил паломничество на Св. землю.
На состоявшемся 29-30 авг. 1940 г. заседании Коронного совета выступил против принятия румын. правительством требований венского арбитража Германии и Италии о передаче Сев. Трансильвании Венгрии. В годы диктатуры Й. Антонеску (1940-1944) поддерживал связи с правыми политическими кругами. Издававшаяся Трансильванской митрополией газ. «Telegraful român» в целом одобряла внутреннюю и внешнюю политику крайне правого режима, особенно в деле восстановления территориальной целостности Румынии в межвоенный период.
Н. позитивно реагировал на изменения в религ. политике СССР в сер. 40-х гг. XX в.: так, Круммхюбель, чиновник нем. МИД, в докладной записке от 15 июня 1944 г. писал, что Н., к-рого он назвал наиболее влиятельным в Румынии митрополитом, «совершенно не уверен в победе немцев и поэтому приветствует сообщения о религиозных изменениях в России; именно он в первую очередь воспрепятствовал реакции Румынской Церкви на венский протест архиереев РПЦЗ против выборов Патриарха Сергия» (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4781; Шкаровский. 2011. С. 192-193).
После освобождения территории Румынии от германско-венгерской оккупации и установления прокоммунистического правительства П. Грозы весной 1945 г. Н. оказался под сильным давлением новых властей, поскольку не пользовался их доверием. Подвергался резкой критике в левой прессе за поддержание контактов с крайне правыми движениями в 30-х - нач. 40-х гг. XX в.; находился под постоянным наблюдением политической полиции, отмечавшей его усилия по саботажу участия представителей правосл. Церкви в пропагандистских кампаниях по дискредитации оппонентов режима, а также его тесные связи как с внутренней оппозицией, так и с представителями зап. дипломатии и церковными кругами.
5 июня 1947 г. Н. принимал в Сибиу патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). В приветственной речи он поблагодарил патриарха и через него рус. народ «за недавнюю помощь, которую... оказали нам для присоединения Северной Трансильвании как природной части Румынии к телу нашей страны... с большими человеческими жертвами народ, пасомый Вашим Святейшеством, освободил часть наших духовных чад из горнила тяжелых страданий» (цит. по: Шкаровский. 2011. С. 205). 28 марта - 5 апр. 1948 г. в Москве находилась делегация РумПЦ, целью визита к-рой было уточнить совместную позицию РумПЦ и РПЦ по экуменическому движению в преддверии Московского Совещания Глав и представителей Поместных Православных Церквей. В т. ч. был затронут вопрос предстоящих после кончины Румынского патриарха Никодима (Мунтяну) (27 февр. 1948) выборов главы РумПЦ. Члены делегации заявили, что «если бы выборы были свободны от вмешательства правительства и политических партий», то главой Церкви стал бы Н., «но он скомпрометирован прошлой профашистской деятельностью» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 289. Л. 84-85; Шкаровский. 2011. С. 207-208). Выборы патриарха состоялись 24 мая, в ходе тайного голосования Н. получил 40 голосов, митр. Юстиниан (Марина), ставший патриархом,- 383 голоса.
Летом 1948 г., после установления в Румынии коммунистического режима, по инициативе МВД Румынии действие закона о преследовании военных преступников распространилось и на журналистов, к-рые вели пропаганду войны и служили правой диктатуре. В связи с этим могли быть привлечены к ответственности и сотрудники печатных изданий, выходивших при поддержке Трансильванской митрополии. Чтобы оградить себя от гонений властей, Н. согласился выступить в качестве сторонника коммунистов в деле ликвидации униат. Греко-католич. Церкви в Румынии. Компромиссу между Н. и коммунистическим режимом способствовала его глубокая убежденность в том, что возвращение румын. униатов в лоно Православия после 250-летнего пребывания под юрисдикцией Ватикана ведет к преодолению церковного раскола и служит единению нации. 15 мая 1948 г. на торжествах по случаю 100-летия Народного собрания, проходившего в г. Блаж 3 мая (ст. ст.) 1848 г. (на к-ром в условиях революции в Габсбургской монархии была принята программа румын. национального движения), Н. выступил с речью, соответствовавшей новым установкам: он призывал униатов во имя достижения национального единства вернуться к «вере наших предков» - Православию - и тем самым преодолеть церковный раскол на румынских землях, возникший на рубеже XVII и XVIII вв. «Обращаем к вам, к тем, кто ради чуждых интересов был отделен от нас, от нашей материнской Православной Церкви, теплый родительский призыв: возвращайтесь домой»,- заявил митрополит (Prunduş, Plaianu. 1994. Р. 139). Вопреки воле Н. текст его выступления был опубликован в коммунистической прессе в сопровождении дежурных нападок в адрес Ватикана и англо-амер. политических кругов. Блажский униат. еп. Иоан Сучу впосл. писал, что на празднествах, организованных представителями власти в традиц. центре румын. униатства Блаже, «наша Церковь не получила слова… Там, в Блаже, нашелся один владыка, Бэлан, который призывал нас порвать с Римом, с единокровными нам итальянцами, французами, испанцами и др. Чтобы мы, румыны, живущие у истоков Дуная, пришедшие сюда вместе с Траяном, отказались от веры Рима, повернулись к вере Востока... Никто из нас не ответил ему. Но мы остаемся и дальше рядом с Римом» (цит. по: Василе. 2014. С. 246). Расчеты коммунистических властей в деле ликвидации Греко-католич. Церкви на союз с правосл. клиром, воспринимавшим униатство как определенный вызов доминирующим позициям правосл. Церкви, т. о., оправдались.
Согласно донесениям информаторов румын. политической полиции (Секуритате), Н. считал недопустимым с т. зр. интересов Православия пренебрегать представившейся возможностью объединения православных с униатами, даже если оно осуществится неприемлемыми силовыми методами в условиях коммунистической диктатуры (Там же. С. 251). Кроме того, идя на компромисс с властями, способствовавший осенью 1948 г. ликвидации в Румынии униат. Церкви как института и жесткому преследованию униат. духовенства, Н., судя по всему, рассчитывал на определенные уступки в пользу РумПЦ, однако Церковь понесла серьезный материальный урон вслед. национализации значительной части церковной собственности. В результате перехода подавляющего большинства церковных школ в ведение гос-ва и удаления из школьных программ церковных предметов позиции правосл. Церкви в школьной системе были резко ограничены. Н. в числе других правосл. иерархов непосредственно занимался решением актуальных для РумПЦ задач при резко усилившемся давлении коммунистов. Особые сложности вызвала интеграция в структуру правосл. Церкви униатов, сопровождавшаяся острым сопротивлением большей части греко-католич. клира, а также паствы. Проблема нехватки священнослужителей на приходах, ранее принадлежавших Греко-католич. Церкви (мн. униатские священники бежали либо были арестованы), сохранялась на протяжении ряда лет. Хотя кампания, направленная на расторжение унии с Ватиканом и возвращение румын. униатов в лоно правосл. Церкви, поначалу была с пониманием воспринята большей частью правосл. духовенства и правосл. паствы, последующее наступление гос-ва на позиции всех Церквей усилило недовольство клира и привело к расслоению в среде священнослужителей. Наряду со сторонниками далеко идущего компромисса с властями были (не в последнюю очередь в Трансильванской митрополии) столь же жесткие и нередко связанные с антикоммунистическим подпольем оппоненты режима, а также мн. представители католического и униатского духовенства Трансильвании. Даже в среде правосл. священнослужителей активное участие Н. в правительственной кампании по ликвидации униат. Церкви воспринималось весьма критически, как компрометирующее правосл. клир.
Н. похоронен в мон-ре Брынковяну в с. Сымбэта-де-Сус близ Сибиу, ктитором к-рого являлся.